Актуальность общения очень хорошо охарактеризована автором предлагаемого аудитории труда Светланой Григорьевной Тер-Минасовой проф. МГУ: «Его Величество Общение (или Ее Величество Коммуникация) правит людьми, жизнью, их развитием, их поведением, их познанием мира и самих себя как части этого мира. И всякая попытка осмыслить коммуникацию между людьми, понять, что ей мешает и способствует, важна и оправдана, так общение – это стержень, основа существования человека».
Основные вопросы учебного пособия С. Г. Тер-Минасовой, рассматриваемые в рамках межкультурной, международной коммуникации, следующие:
Межкультурная коммуникация, по мнению С. Г. Тер-Минасовой, направлена на достижение адекватного взаимопонимания двух участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.
Целью теории межкультурной коммуникации являются воспитание терпимости к чужим культурам, пробуждение интереса и уважения к ним, преодоление в себе чувства раздражения от избыточности, недостаточности или просто непохожести других культур.
Межкультурная коммуникация, центральной проблемой которой является взаимосвязь языка и культуры, тесно связана с культурой, антропологией и лингвокультурологией. Культурная антропология изучает общие проблемы культурного развития человечества, вбирая в себя знания всех других гуманитарных наук, изучающих единый процесс становления культурного человека. Культурная антропология исследует развитие культуры во всех аспектах: образ жизни, видение мира, менталитет, национальный характер, результаты духовной, общественной и производственной деятельности человека.
По мнению профессора В. В. Воробьева из Российского университета дружбы народов, лингвокультурология – это новая филологическая дисциплина, которая изучает определенным образом отобранную и организованную совокупность культурных ценностей, исследует живые коммуникативные процессы порождения и восприятия речи, опыт языковой личности и национальный менталитет, дает системное описание языковой «картины мира» и обеспечивает выполнение образовательных, воспитательных и интеллектуальных задач обучения.