Openu.kz Открытый университет Казахстана
Русский
Қазақша
Русский

Кино 1: образ – движение

Категории
Язык
Русский
Рейтинг
В избранное
О курсе

Книга «Кино» французского философа Жиля Делеза (1925–1995) — одна из ключевых работ в области теории кино. Впервые она была опубликована в 1983–1985 годах и с тех пор является важнейшим источником для всех, кто изучает теорию кино. У этой книги особая судьба. В обширнейшей библиографии книг о кинематографе очень мало книг, посвященных собственно философии кино. Книга «Кино» Делеза посвящена именно рассмотрению кинематографа как своеобразного методического комплекса познания мира. Автор сосредотачивается на рассмотрении того, как работают в кино такие феномены, как движение и время — важнейшие характеристики действительности. В момент своего выхода в свет книга вызвала неоднозначную реакцию специалистов, но со временем стала считаться классической. В этой книге автор проводит анализ моделей действительности, присутствующих в кинофильмах, приводя в качестве примеров работы выдающихся режиссеров. Теоретической основой для Делеза послужила работа выдающегося французского философа Анри Бергсона (1859–1941) «Материя и Память», созданная в 1896 году, году рождения кино. Делез развивает идеи Бергсона, делает их осязаемыми и видимыми за счет обращения к многочисленным примерам из истории кинематографа. Книга Делеза демонстрирует пример абсолютно нового подхода к анализу фильмов и предполагает необходимость погружения читателя в логику анализа фильмов, предлагаемую автором. Такое погружение предполагает отказ от сложившихся стереотипных представлений о кино, которые до книги Делеза казались органичными, само собой разумеющимися и имевшими статус аксиом. Поэтому при первых попытках чтения книги Жиля Делеза часто возникает отторжение из-за ее необычности, и последующее возвращение к ней может произойти через годы. Поэтому одной из главных целей этого курса, помимо знакомства с общим содержанием книги и основными понятиями, содержащимися в ней, является наше желание сделать ее психологически доступной любому студенту, изучающему теорию кино. Исходя из этой цели, мы работали исключительно с оригинальным авторским текстом Делеза, адаптируя его к ситуации учебных планов специальности «Кино» и существенно ограничивая привлечение дополнительных источников.