Openu.kz Қазақстанның ашық университеті
Қазақша
Қазақша
Русский

Кино 2: образ – время

Санаттар
Тілі
Орысша
Рейтинг
Таңдаулыларға
Курс туралы

Книга «Кино» французского философа Жиля Делеза (1925–1995) — одна из ключевых работ в области теории кино. Впервые она была опубликована в 1983–1985 годах и с тех пор является важнейшим источником для всех, кто изучает теорию кино. У этой книги особая судьба. В обширнейшей библиографии книг о кинематографе очень мало книг, посвященных собственно философии кино. Книга «Кино» Делеза как раз посвящена рассмотрению кинематографа как своеобразного «методического комплекса» познания мира. Автор сосредотачивается на рассмотрении того, как «работают» в кино такие феномены, как движение и время — важнейшие характеристики действительности. В момент своего выхода в свет книга вызвала неоднозначную реакцию специалистов, но со временем стала считаться классической. В этой книге автор проводит анализ моделей действительности, присутствующих в кинофильмах, привлекая в качестве примеров фильмы выдающихся режиссеров. Теоретической основой для Делеза послужила работа выдающегося французского философа Анри Бергсона (1859–1941) «Материя и Память», созданная аж в 1896 году, году рождения кино. Делез развивает идеи Бергсона, делает их осязаемыми и видимыми за счет обращения к многочисленным примерам из истории кинематографа. Книга Делеза демонстрирует пример абсолютно нового подхода к анализу фильмов и предполагает необходимость погружения читателя в «логику анализа» фильмов, предлагаемую автором. Такое погружение предполагает отказ от сложившихся стереотипных представлений о кино, которые до книги Делеза казались органичными и имевшими статус аксиом. Поэтому при первых попытках чтения книги Жиля Делеза часто возникает отторжение из-за ее необычности, и последующее возвращение к ней может произойти через годы. Поэтому одна из главных целей этого курса — сделать ее «психологически доступной» любому студенту, изучающему теорию кино. Курс состоит из 25 лекций, основанных преимущественно на оригинальном авторском тексте Делеза.